Рынок товаров для животных имеет большой потенциал для развитияРынок товаров для животных в России завершает формирование и переходит в зрелую стадию. Он сопоставим с тем состоянием развитых в настоящее время рынков, которое было у них в начале 90-х годов прошлого века. Эту стадию развития можно назвать как «к взлету готовы». Ежегодно рынок демонстрирует существенный рост. Рост рынка в Москве и Санкт-Петербурге за 2008 год составил 20-30%. Данные о росте рынка в других крупных городах России - около 10%. В среднем по России рост составляет около 20%, что существенно выше, чем в среднем по миру. Объем рынка зоотоваров за последние три года увеличился в два раза, с 0,81 млрд $ в 2005 году, до объема 1,5 млрд $ в 2008 году. Однако российский рынок товаров для животных составляет только 2% от глобального рынка и около 9% от американского. Доля Москвы в общем объеме рынка постепенно сокращается, и, по данным за 2008 год, составляет около 20% рынка, что существенно ниже, чем в предыдущие годы (44% в 2003 году и 26% в 2005 году) и свидетельствует о развитии зообизнеса в других регионах страны. Росту рынка способствовали следующие факторы: благоприятное развитие экономической ситуации в стране, изменения в стиле жизни горожан, а также рост доверия к «покупным» кормам (основному сегменту рынка). Импорт зоотоваров с каждым годом уменьшается, и сегодня не превышает 20%. Однако расходы владельцев на домашних животных напрямую связаны с уровнем доходов. А в России, доходы населения хоть и росли до кризиса, но все-таки остались несопоставимо ниже, чем на Западе. Если в развитых странах на 1 домашнее животное в среднем тратят 2-3 тыс.$ в год, то в России это 600-1000 рублей. По данным исследований за 2003 год, 40% владельцев собак и 60% владельцев кошек в России уже кормят своих питомцев промышленными кормами. Но в среднем россияне покупают только 5-7% ежедневного рациона кормов, остальное питание животные получают «со стола». В крупных городах эта цифра выше, а в селах близка к нулю. Поэтому объем российского рынка в натуральном и денежном выражении пока незначителен, но имеет большой потенциал для развития. По данным Комиссии ОПЭС при полпреде Президента РФ в ЦФ, основные сегменты рынка зоотоваров в России следующие: Компании «Марс» и «Нестле» - лидеры на рынке кормов, не только в России, но и во всем мире. Они используют агрессивные меры для проникновения на рынки базовых и премиум-кормов, особенно в развивающихся странах. Первостепенное значение для них играет бренд, т.к. они предпочитают контролировать производство и дистрибуцию на большинстве рынков. Они вкладывают огромные рекламные бюджеты в продвижение своих брендов. Компании «Hills» и «Royal Canin» в основном ищут рынки наиболее благоприятные для продажи кормов своих брендов, полагаясь на сеть дистрибуции других компаний. Промышленность кормов для домашних животных играет по сути, роль утилизационной составляющей для мясной промышленности. После 1998 года большинство российских мясокомбинатов также начало выпуск консервов для домашних животных. В регионах насчитывается несколько десятков локальных производителей. Многие из них идут по пути демпинга (в эконом сегменте), назначая на свои товары цены, несколько более низкие, чем цены крупных игроков. По разным оценкам, доля российской продукции составляет 10-20%. Основную долю кормов занимает экономичный сегмент – более 50%. В сегменте премиум 50% занимают корма «Royal Canin», 10% марка Pro Plan (компании «Нестле Пурина») и 30% - «Hills». Сухие корма во всем мире более чем вдвое превышают по объему спроса консервы и считаются наиболее перспективным направлением. Одежда для животных занимает 10% зоорынка в целом. Лидером по производству эксклюзивной одежды для кошек и собак является «Модный дом» Светланы Абрамовой (г. Москва). Российский рынок средств по уходу за шерстью контролирует компания «Биосфера» (г. Санкт-Петербург), выпускающая марки «Биовис», «Биофлор», «42-я серия», «ГолдПремиум». Оставшуюся часть занимают импорт и товары мелких российских фирм. Розничный рынок товаров для животных достаточно насыщенный и конкурентный. По данным за 2006 год в стране около 1800 специализированных зоомагазинов, не считая зоокиосков и лотков. На долю Москвы приходится около 300 специализированных магазинов, а с учетом мелких киосков и павильонов число торговых точек в Москве доходит до 740. Кроме того, во многих универмагах и супермаркетах давно существуют отделы, где представлена всевозможная продукция для собак и кошек. Через них продается около 20% кормов среднего ценового уровня. А некоторые продуктовые сети («Ашан», «Перекресток») продают корма под собственной торговой маркой (private label), закупая их в России у независимых производителей. На долю сетевых ритейлеров приходится около 20% рынка в Москве и 10-15% рынка в регионах. Такое соотношение сетей и отдельных магазинов отражает общемировую тенденцию (25% в США) . Две крупнейшие в стране специализированные сети зоомагазинов являются федеральными и одновременно развиваются в нескольких регионах: 26 магазинов сети «Cats&Dogs» расположены в Москве, 3 – в Санкт-Петербурге, 1 – в Нижнем Новгороде; в сеть «38 попугаев» входят 8 московских магазинов, 10 торговых точек в Санкт-Петербурге, по 1 магазину в Нижнем Новгороде, Тольятти, Казани и Екатеринбурге. В этом же направлении активно развивается сеть «Динозаврик», которая включает в себя 3 магазина в Москве, и по 1 – в Сергиевом-Посаде, Казани, Чебоксарах и Ижевске. Эти цифры значительны для российского бизнеса, но конечно, ничтожно малы по сравнению с западными показателями. Так, крупнейшая сеть в США PetsMart, объединяет около 1400 магазинов, а сеть действующая в Великобиртании – 170 торговых точек. В этом плане Россия отстает от зарубежных коллег на 10-15 лет. Поэтому иностранные сети зоомагазинов пока в Россию не рвутся. Другой формат магазина подразумевает широкий ассортимент товаров, начиная от кормов и заканчивая продажами самих животных. Площадь такого магазина от 70 кв.м. Магазин может быть расположен в центре или спальном районе или недалеко от ветклиники. Третий вариант – это узкоспециализированные магазины, например аквариумистика (аквариумы, рыбы, корма для рыб, книги о рыбках и т.д.). Дополнительным заработком к такому магазину может быть изготовление аквариумов под заказ, монтаж и дизайн. Наценки в таких магазинах, как правило, выше широкопрофильных. И еще один формат – это зооцентр по схеме «товары плюс услуги». Может объединять под собой компании по оказанию различных услуг в зоо-сфере: вет.клиника, специализированные магазины, парикмахерские для животных, гостиницы, ателье пошива одежды. Сюда также могут входить магазины смежных направлений: комнатные цветы, все для рыбалки и другое. Магазины также увеличивают свои продажи за счет открытия интернет-магазинов товаров для животных. Маржа на рынке зоотоваров в России типична для сегмента FMCG и, в зависимости от формата магазина и товарной группы, составляет 35-40%. Открытие магазина обходится в 2,5-3 млн. рублей и окупается через год-два. Но в условиях финансово-экономического кризиса роста доходов россиян ждать не приходится. Также фактором тормозящим развитие рынка является то, что владельцы домашних животных в России пока не готовы полностью переводить своих питомцев исключительно на готовые корма, как это есть в Америке. Кроме того, эксперты отмечают перенасыщение сегмента кормов для кошек. Выводы: |